Во втором номере нашей газеты «Здоровый город» мы познакомили читателей с одним из передовых лечебных учреждений столицы — Клиничеcкой больницей №85 Федерального медико-биологического агентства. Сегодня продолжаем рассказ об этой клинике. Корреспондент «ЗГ» Наталья Ростовцева беседует с заведующим отделением функциональной диагностики доктором медицинских наук Петром Владимировичем Стручковым.
Наша экскурсия по этому просторному отделению, занимающему почти весь этаж поликлиники, начинается с кабинета, возле которого ожидают своей очереди несколько человек.
— Это кабинет электрокардиографии, через него проходит до ста и более пациентов в день, — это стало возможным после внедрения новых методик и установки новых аппаратов, основанных на использовании компьютерных технологий. Заключение человек получает сразу после регистрации ЭКГ.
Мы переходим во второй кабинет — реографических методов исследования.
— Такие исследования используются у нас как первый этап ориентировочной оценки состояния сосудов рук, ног, головного мозга. Здесь работает отечественная аппаратура с автоматизированной обработкой данных.
— Достаточно ли этой методики для полноценной диагностики заболеваний сосудов? — задаю я вопрос заведующему.
— Нет. Сегодня требуются более углубленные исследования. Они проводятся в помещении, куда мы сейчас перейдем. Это кабинет ультразвуковой доплерографии сосудов — как поверхностных, так и тех, которые питают головной мозг. Эти данные позволяют узнать причину головных болей, головокружений, позволяют предсказать развитие таких тяжелых заболеваний, как инсульт. Замечу, что изменения функциональных показателей очень часто выявляются задолго до того, как больной начинает ощущать какие-либо симптомы недуга. Другими словами, функциональная диагностика дает возможность начать профилактику и лечение болезни на ранней стадии, когда лечение и реабилитация наиболее эффективны.
Мы покидаем кабинет и заходим в следующий.
— Здесь проводятся длительные (обычно в течение суток) наблюдения за ЭКГ (Холтеровское мониторирование) и изменениями артериального давления (суточное мониторирование АД).
— А больной все это время находится в вашем отделении? — задаю я свой вопрос, наблюдая тем временем, как на пациента надевают небольшие устройства (размером чуть меньше аудиоплейера).
— Нет. Преимущество этих методик (их называют методами амбулаторного мониторирования) состоит в том, что после закрепления регистраторов человек покидает отделение, идет на работу, ведет обычный образ жизни, а у него автоматически непрерывно регистрируется ЭКГ и АД. Мы просим пациентов вести дневник, отмечая в нем основные события жизни (физические, эмоциональные нагрузки, отдых, прием пищи и т.д.), а также все изменения самочувствия. На следующий день после снятия регистраторов с помощью компьютера проводится анализ данных. Мы получаем информацию об эпизодах ишемии (кислородного голодания) сердечной мышцы, их причинах, о нарушениях сердечного ритма, подъемах и о многом другом.
— Но ведь больной и сам ощущает, когда у него болит сердце или возникают «перебои», а измерить АД можно и дома.
— К сожалению, не все эпизоды ишемии миокарда дают о себе знать, — поясняет зав. отделением. Коварство так называемой «безболевой ишемии миокарда» в том и заключается, что она проходит незаметно для больного, приближая его к таким грозным осложнениям, как инфаркт миокарда, сердечная недостаточность, опасные для жизни нарушения сердечного ритма. Что касается измерения АД, то при мониторировании его измеряют до 80 раз в сутки, причем и днем, и ночью. Это позволяет выяснить причины колебания АД, их связь с нарушением сердечного кровообращения, эффективность препаратов, прописанных врачом.
— Наверное, эти исследования доступны узкому кругу лиц?
— Нет. Мы проводим их всем нуждающимся в них пациентам, которые обслуживаются в подразделениях нашей клинической больницы, а также всем желающим на хозрасчетной основе.
Мы переходим в другую комнату, где я вижу большой аппарат, на экране которого — бьющееся сердце и какие-то цветные потоки.
— Это кабинет эхокардиографии. Здесь исследуются функции сердца, его клапанного аппарата, устанавливаются причины шумов в «моторе» и многие другие нарушения. На сегодняшний день это наиболее информативный бескровный метод ранней диагностики ишемической болезни.
— Кабинет, в который мы сейчас вошли, — продолжает мой спутник, — предназначен для изучения с помощью компьютеризированных аппаратов состояния легких при таких заболеваниях как бронхиальная астма, хронический бронхит, а также при некоторых профессиональных болезнях. Мы исследуем также газообменную функцию легких, что делается далеко не во всех лечебных учреждениях.
Следующая часть беседы проходит в кабинете заведующего.
— На табличке, прикрепленной к двери вашего кабинета, есть слово «профессор». Вы преподаете?
— Да. Наше отделение является клинической базой Института повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства. У нас обучаются и повышают квалификацию по функциональной диагностике врачи и медицинские сестры.
— Не мешает ли преподавательская деятельность работе в отделении?
— Наоборот, помогает. В нашей работе прослеживаются три направления: лечебно-диагностическое (проведение исследований, внедрение новых технологий), педагогическое и научное. Каждое из этих направлений стимулирует развитие других. Руководство клинической больницы, привлекает для практической деятельности научные кадры медицинских вузов г. Москвы. Проведение совместных исследований с кафедрами институтов позволяет внедрять новые наиболее прогрессивные технологии как в диагностике, так и в лечении. Так, например, организован кабинет озонотерапии, благодаря чему мы теперь можем не только диагностировать недуги, но и лечить некоторые из них у себя в отделении, в том числе и ишемическую болезнь сердца.
— О чем Вы мечтаете?
— Сегодня в мире имеются столь эффективные диагностические технологии, что их внедрение позволило бы прогнозировать проявление развития того или иного заболевания у здорового человека, с тем чтобы, предложив ему ряд реабилитационных программ, отсрочить или предупредить развитие болезни. В этом я вижу основную перспективу развития диагностики в нашем отделении.